Среди членов Межрегионального профсоюза кинематографистов женщины составляют 58%.

Эта доля соответствует общей ситуации в цеховых объединениях, которые в настоящее время защищают свои права и интересы, создавая специальные чаты для обсуждения общих проблем и написания коллективных писем с условиями труда и минимальными ставками. Ко дню женской солидарности и борьбы за равные права мы проанализировали состав 14 цеховых групп, которые регулярно выпускают письма, размещенные в нашем справочнике ставок: более 60% их состава — женщины. Однако гендерное распределение между цехами очень разнится: от преобладания в таких профессиях как ассистенты режиссера по актерам, художники по костюмам, помощники режиссера и скрипт-супервайзеры — до почти полного отсутствия среди звукорежиссеров, администраторов, пилотов и операторов дронов и рабочих.

Это соответствует цеховой горизонтальной сегрегации, которая была обнаружена в ходе исследования Санкт-Петербургского университета кино и телевидения в 2019 году: в технических специальностях, согласно титрам фильмов, преобладают мужчины; в костюме, гриме и кастинге — женщины; ближе всего к равному представительству женщины в режиссерской группе, анимации, сценарном и художественном цехах.

Однако именно технические специальности выше всего ценятся, имеют меньшую продолжительность смены (10 часов) и обязательную оплату переработок (см. наш справочник ставок по цехам кинопроизводства). Исследование проблем российских киноработников 2018 года зафиксировало 28% разрыв в среднем заработке мужчин и женщин в киноотрасли.

Таким образом, в российском кино женщины играют важную роль, но занимаются работой, которая хуже оплачивается. Добиться же улучшений труда можно, объединяясь и отстаивая свои интересы в рамках цехов или же вступая в Межрегиональный профсоюз кинематографистов, который открыт для специалистов всех специальностей, кроме генеральных продюсеров.