Сопредседательница Межрегионального профсоюза кинематографистов киноаналитик Ксения Леонтьева дала комментарий изданию «Компания» по поводу голливудских забастовок и профсоюзного движения в России.

«Ни забастовка сценаристов, ни протест актеров на Россию никакого влияния не оказывают, замечает сопредседатель Межрегионального профсоюза кинематографистов Ксения Леонтьева. «Борьба идет с голливудскими студиями и стриминговыми платформами — и те, и другие на российском рынке не представлены с марта 2022 года. Поэтому отсроченные съемки, отмененные промотуры актеров в поддержку премьер, а также пустые сценарные запасы в будущем репертуар российских кинотеатров не обеднят — он уже и так беднее некуда», — отмечает она.

Голливуд сейчас столкнулся с непродлением отраслевых соглашений, пояснила собеседница «Компании». «Это такой документ между продюсерами и профсоюзами, который, по сути, заменяет трудовой кодекс в сфере, завязанной на фрилансерах. Эти соглашения прописывают условия труда, социальные гарантии, роялти от использования фильмов и многое другое», — объяснила она.

Для заключения подобных соглашений требуются сильные профсоюзы, объединяющие существенную часть работников. В США они возникли более 100 лет назад — IATSE, к примеру, объединял работников театров, когда никакого кино еще не было изобретено. «С тех пор они прошли достаточно долгий путь — сквозь серьезные забастовки и тяжелую борьбу. Нам до этого еще далеко», — констатирует Леонтьева.

Условия работы в кинопроизводстве в России хуже, чем в Штатах, говорит эксперт. «Насколько нам известно, большинство сценаристов и актеров не получают никаких отчислений за использование их произведений, если только это не было оговорено в договоре между продюсером и автором / актером. Последнее обычно происходит только в случае звездного статуса исполнителя», — рассказала сопредседатель профсоюза.

Поэтому Межрегиональный профсоюз кинематографистов ведет просветительскую деятельность. Здесь объясняют, что цель любого профсоюза — социальный диалог с работодателем с целью заключения отраслевого соглашения. А соглашение, по ее словам, может улучшить «крайне удручающее положение работников».

Номинальные смены актеров длятся по 12 часов, по факту же регулярно происходят переработки — до 14, 16, 20 и более часов, делится Леонтьева. Сверхурочные по большей части не оплачиваются, вдобавок работники сталкиваются с несвоевременным заключением договоров и, как следствие, задержками или даже полной невыплатой зарплаты, приоткрыла темную сторону актерской профессии собеседница «Компании». Кроме того, актеров часто вынуждают регистрироваться в качестве самозанятых или ИП, что выводит их за рамки ТК и оставляет полностью беззащитными с социальной точки зрения — например, в случае получения травмы или заболевания во время съемок.

«Важным достижением для себя мы считаем популярность в киноиндустрии, которую получил наш справочник ставок: мы публикуем в нем открытые цеховые письма с минимальными требованиями к оплате и условиям труда на киноплощадке. Но этот справочник не имеет юридической силы — это лишь информация», — подчеркивает сопредседатель Межрегионального профсоюза кинематографистов. Далеко не все цеха готовы стоять за разработанные ими же условия: конкуренция на рынке слишком велика, отмечает она. »