С 1 по 6 марта 2023 года Межрегиональный профсоюз кинематографистов опросил больше 200 кинематографистов и кинематографисток (большинство представляли режиссерский и художественный департаменты), чтобы понять, как изменилась ситуация в российском кинопроизводстве после 2022 года.

Мы выясняли, как сократилось число профессионалов-мужчин на площадке и как это отразилось на женщинах, работающих на съемках. А также поинтересовались, какие проблемы накануне 8 марта в наибольшей степени волнуют тех, кто снимает кино в России сегодня.

28% опрошенных заметили сокращение числа мужчин на съемочной площадке, в основном, после начала частичной мобилизации в сентябре прошлого года. Респонденты, давшие другие варианты ответа, также свидетельствуют о сокращении доли мужчин, но уверены, что это стало происходить еще до 2022 года.

В то же время перераспределение гендерной представленности на киноплощадке не слишком сказывается на росте нагрузки на женщин – ее отметили лишь 16%. Среди других ответов преобладает уверенность, что нагрузка на женщин всегда была выше; один респондент пожаловался, что снимаются в фильмах, в основном, мужчины.

29% респондентов отмечают появление новых возможностей для карьерного роста женщин. Не замечают их 55% – это гораздо меньше, чем тех, кто не видит других изменений (сокращения числа мужчин и роста нагрузки на женщин). Из 30 других полученных вариантов ответа только пять отрицают карьерные возможности для женщин, а 23 их подтверждают, причем 17 человек уверены, что такие перспективы были всегда (и в равной мере в этом уверены и мужчины, и женщины).

Ставки на услуги членов съемочной группы не изменились с 2021 года у 64% опрошенных; выросли – у 31%, в основном, это случилось весной-летом 2022-го. Среди других ответов два свидетельствуют об уменьшении оплаты, шестеро респондентов говорили о регулярном росте или повышении в 2021 году, один отметил роль коллективного цехового письма в увеличении своих доходов. Напомним, что МПК собирает открытые письма представителей разных цехов и публикует актуальные ставки в российском кинопроизводстве – если вы и ваши коллеги выпустили недавно подобный документ, не забудьте прислать его нам kinoprofsoyuz@gmail.com.

Среди проблем, которые отмечают российские кинематографисты, на первом месте стоит несбалансированный режим труда и отдыха: переработки, недосыпы, редкие выходные волнуют 66% опрошенных. Причем это оказался единственный вопрос, в котором мнения мужчин и женщин серьезно разошлись: если среди мужчин эту проблему считают актуальной только 43% опрошенных, то женщин она волнует в 72% случаев!

Отсутствие оплаты за возникающие переработки вторая по значимости проблема. За ней следует несвоевременное заключение договоров, задержки оплаты и отсутствие договоров как таковых.

Лишь 10% киноработников, заполнивших анкету, считают проблематичными оскорбления и насилие на рабочем месте. С учетом громких скандалов в мировой киноиндустрии, вызвавших к жизни глобальное движение #metoo в октябре 2018 года, не приходится сомневаться, что и российскому кинорынку присуща проблема насилия на рабочем месте. И готовность отечественных киноработников терпеть унижения и не быть в безопасности на площадке внушает беспокойство. Напомним, что в 2019 году Международная организация труда приняла конвенцию №190 об искоренении насилия и домогательств в сфере труда, которая дает широкое определение этим понятиям, охватывая формы поведения, которым работники (чаще всего женщины) подвергаются на рабочем месте, включая физическое насилие, сексуальные домогательства, психологические домогательства и словесные оскорбления. Она также признает, что насилие и домогательства могут иметь место как на рабочем месте, так и за его пределами, в том числе во время связанных с работой действий и по дороге на работу и с работы. На сегодня Конвенцию ратифицировали 25 стран на разных континентах. МПК выступает за уважение всех работников вне зависимости от их пола и должности и осуждает распространенные практики грубости и насилия на российских киноплощадках.

Среди других проблем были отмечены штрейкбрехерство (привлечение неквалифицированных кадров на более низкие ставки в ущерб качеству работы), кумовство и сложность в поиске работы (в том числе для актрис – из-за отсутствия интересных возрастных ролей), невысокие производственные бюджеты и низкие ставки, цензура и отсутствие рабочего пространства.

Таким образом, отток мужской рабочей силы в кинопроизводстве наблюдается преимущество после сентября 2022 года. Эти процессы оказали слабое влияние на увеличение нагрузки на женщин, и заметное – на повышение их карьерных возможностей (хотя значительная часть опрошенных уверена, что перспективы имелись всегда и зависят не от ситуации, а от таланта). Оплата труда в киноотрасли не слишком изменилась, хотя объемы средств, выделяемых на поддержку производства контента, в 2022 году увеличились с 5,8 до 13,5 млрд руб., и в ближайшие годы Министерство культуры и Фонд кино будут выделять порядка 12 млрд руб., а Институт развития Интернета – еще 15 млрд руб. Опрос подтвердил проблемы с заключением договоров, с своевременностью оплаты и с компенсациями за переработки. При этом для киноработниц проблема бесчеловечного режима труда и отдыха стоит особенно остро.

МПК выступает за разумную продолжительность съемочной смены и оплату переработок всем участникам группы. Отдохнувший работник – гарантия качества кинопроизводства. #переработкамнет